Литургические покровцы
Господь Иисус Христос, устанавливая таинство Евхаристии,
сказал: "сие творите в мое воспоминание". С самых
первых дней исторического бытия Церкви воспоминание жизни
Спасителя положено в основу богослужения. Вся история развития
христианского богослужения наглядно свидетельствует о том,
что Божественная литургия и содержанием своих молитв, и символическим
значением своих действий стремится к наиболее полному воспроизведению
земной жизни Господа. Литургические покровцы издревле имели
символическое значение, которое не утратилось за время развития
богослужения.
История возникновения литургических покровцов
Происхождение покровцов древнее. Ранее всего вошли в употребление
малые покровцы - покровцы для дискоса и потира. Они первоначально
были используемы из практических целей, чтобы на Свв. Дары
не садились насекомые, которых много в странах Востока. Воздух
был введен в церковное употребление позднее, в V веке в Иерусалиме,
как полагают, преимущественно из символических соображений.
Его изобретение приписывается преп. Савве Освященному. Так
в Типике св. Саввы упоминается, что священник снимает покровцы
со Святых Даров и покрывает их возношением, т. е. воздухом.
Свое название воздух получил потому, что во время чтения Символа
Веры священнослужители колеблют им над Св. Дарами и этим производят
веяние воздуха. Воздух осеняет и покрывает оба Свв. сосуда
и тем охраняет Их, о чем говорится в одной из молитв проскомидии:
"покрый нас,- отжени от нас".
О покровцах и воздухах в писании отцов Церкви. Их богослужебное
значение.
Св. патриарх Герман в "Тайнозрении вещей Церкви"
пишет: "Покров или воздух есть и глаголется вместо камня,
имже заградил Иосиф гроб, егоже запечатле кустодия".
И в другом месте: "Ибо чего ради наречен сей воздухом,
чтобы через сокрытый им земной воздух, представить мрак реченной
ночи, в которую Петр вне дверей стоя, был приглашен внутрь
двора и стоящие у огня его изобличали, что привело к отвержению
его".
Симеон Солунский так пишет о покровцах и воздухе: "Иерей
берет покров дискоса, означающий с другими покровами пелены,
и читает стихи псалма, где говорится о вочеловечении Слова,
потом другой покров полагает только на чашу и произносит также
слова, относящиеся до вочеловечения Господня. Наконец иерей
полагает и последний воздух, который означает и твердь, и
звезды, и все вместе плащаницу. Поэтому на воздухе иногда
и пишется умерший Христос, помазуемый ароматами, и иерей читает
надгробные песни".
При переносе сосудов с жертвенника на престол на великом входе,
изображается шествие Христа на Крестные страдания, смерть
и погребение. В это время покровец на дискосе означает сударь,
которым повязали голову Христа при положении во гроб, а покровец
над потиром - плащаницу, обвившую тело Спасителя. Когда сосуды
ставятся на престол, малые покровцы снимаются с них, и они
покрываются воздухом. Это по толкованию Симеона Солунского
означает, "что Иисус Христос с начала Своего явления
не всеми был признан, яко Он есть Сын Божий, и хотя в плоть
человеческую облекся, но Божество с Ним неразлучно сопребывало
и всегда есть непостижим и неизследим, и столько познаваем
бывает, сколько Сам благоизволит открыть кому Свое величество".
Воздух при этом означает плащаницу, в которую было завернуто
теле Спасителя и все вообще погребальные пелены, а также камень,
приваленный к дверям.
При пении Символа веры открывается завеса царских врат и большой
воздух снимается с сосудов. Священник, читая сам Символ веры,
неспешно колеблет этим воздухом над дискосом и чашей. Эти
действия знаменуют собою Воскресение Христово, когда ангел
отвалил камень от дверей гроба и произошло землетрясение,
изображаемое колебанием воздуха. В то же время это колебание
при чтении и пении Символа веры означает веяние, то есть участие
и наитие благодатной силы Духа Святого и всех ангельских небесных
сил в тайнах Домостроительства Божия о спасении мира, в деле
распространения веры в распятого и воскресшего Господа Иисуса
Христа. После этого большой воздух складывается, и сосуды
остаются открытыми до причащения священнослужителей включительно.
При выносе чаши для причащения мирян она покрывается малым
покровцем, который снимается перед самым причащением, означая
тем самым, что смерть и Воскресение Христа всем людям открыли
возможность общения с Богом в наследие Царства Небесного.
При переносе чаши с престола на жертвенник, который изображает
Вознесение Христа на небо, она вновь покрывается покровцем,
знаменующим то облако, которое сокрыло от глаз апостолов возносящегося
Господа, и в широком смысле вообще окончание деяний Христа
на земле в Его первом пришествии и сокрытие Его в пренебесных
сферах.
Во всех этих символических действиях, включая воспоминание
о смерти и погребении Господа, содержится понятие о величии
славы Христа Вседержителя, подвигом Своим искупившего грехи
мира. Поэтому воздухи, даже тогда, когда они изображают смертные
пелены, остаются особо украшенными в соответствии с понятием
о Божественных ризах Христа, как Царя славы.
Изображения и надписи на покровцах и воздухах.
Перед подробным разбором тематики изображений на литургических
покровцах нам хотелось бы кратко остановиться на особенностях
терминологии.
Во многих исследованиях малые покровцы называются сударями,
а в некоторых встречается разделение на "покровцы"
и "судари". Сударь обозначает собой повязку, обвивающую
голову Христа во время положения во гроб. В Древней Руси (в
церковных описях и на самих произведениях) сударями называли
покровцы на священные сосуды (причем, как правило, название
"сударь" относилось к покровцу на дискос), а также
на главу святого в его гробнице (по аналогии с сударем, покрывавшим
лицо Спасителя). Возможно, что и в Византии, и в Древней Руси
были судари, использовавшиеся для покрытия панагиаров и ковчегов
с мощами. Можно предположить, что они шились специально на
конкретный ковчег или также использовались покровцы из литургического
комплекта по каким-либо причинам утратившие свои пары. К сожалению,
далеко не все шитые покровцы имеют на своих каймах литургические
надписи, по которым можно безошибочно определить точное назначение
того или иного покровца.
В византийской и русской традициях покровцы и воздухи богато
украшались. После рассмотрения множества сохранившихся образцов,
наиболее вероятным представляется следующее распределение
сюжетов:
- На воздухах наиболее часто употреблялись изображения "Положения
во гроб", "Тайная вечеря" и "Снятие со
креста" т.к. именно эти сюжеты соответствуют символическому
значению воздуха. Достаточно редкими изображениями для воздуха
являются "Благовещение", "Херувим с символами
евангелистов", "Причащение апостолов". Наиболее
частая надпись на воздухе - "Благообразный Иосиф…",
вероятнее всего литургического происхождения. Другие надписи
- "Егда от древа…", "Во гробе плотски…",
"Да молчит всяка плоть…" очевидно, имеют отношение
к изображаемому событию и имеют свое обьяснение в литургии.
В XVIII-XIX вв. чаще всего воздух украшался крестом или сценой
"Положение во гроб" в окружении орнамента ).
- Самым простым изображением на покровцах мог быть крест (из
ткани, вышитый или аппликация из галуна и т.п.) в некоторых
случаях кресты могли представлять собой сочетание дробниц.
Как правило, по каймам шли литургические надписи или выложенный
жемчугом или золотыми нитями орнамент . На многих покровцах
были вышиты лицевые изображения, связанные с литургией. Распределение
изображений, как нам представляется, было следующим: На покровце
на потир помещались изображения Богоматери "Знамение",
"Распятие", "Деисус" . На покровце на
дискос - "Се Агнец", "Снятие со креста",
"Троица", "Служба свв. отцов" . Иногда
изображался нерукотворный образ Спасителя с херувимами .Бывали
случаи помещения на покровцы избранных святых . Самыми распространенными
надписями на покровцы были возгласы из Евхаристического канона
литургии Иоанна Златоустого "Примите, ядите…" и
"Пийте от нея вси…". Реже из литургии Василия Великого
"Даде своим учеником…".
Крестчатые покровцы
По-видимому, исключительно соображениями удобства можно объяснить
появление крестчатых покровцов, которые со временем вытеснили
своих предшественников древние покровцы - платы. Замена происходила
постепенно. Сохранилось несколько памятников относящихся к
XVII-XVIII вв.
- Это покровец "Богоматерь Знамение и архангелы с орудиями
страстей" (XVII в, мастерская Софьи Алексеевны) из ГРМ.
Причем парный ему покровец имеет традиционную форму плата
.
- Также это покровец с изображением Спаса Эммануила стоящего
в чаше, на лепестках которого изображены херувимы (1775 г.
Грузия) .
- Два покровца "Богоматерь Знамение и отцы церкви"
(XVIII в. Вологодский ГИМЗ)
- Сходные вышеописанным покровцы XIX в. из Кировского музея.
- покровцы XVII в. из собрания Новодевичьего монастыря, выполненные
жемчугом.
С XVIII в., с падением церковной жизни в России и Греции,
дальнейшее развитие литургических покровов в художественном
отношении прекратилось. Вместо воздухов, расшитых шелком,
появились воздухи, изготовленные из парчи, бархата и шелка,
украшенные лишь накладными крестами так та же "Настольная
книга священнослужителя" лишь вскользь упоминает о возможности
украшения покровцов вышивками, и то - орнаментальными: "Покровы
делаются из парчи, шелка или других дорогих материалов, украшаются
по краям золотой, серебряной или иной красивой каймой. В концах
крестов на покровцах - вышиваются образы херувимов. Эти же
изображения помещаются в углах большого воздуха. В середине
всех покровов изображается крест. Покровы могут украшаться
орнаментальной вышивкой".
Итак, в XIX в. крестчатые покровцы получают повсеместное распространение.
Чаще всего они украшены орнаментальной вышивкой, аппликацией.
Крайне редко встречаются и лицевые изображения, вполне подчиненные
орнаменту, и выполненные, как правило, масляной живописью
.
|